Арешти в соборі «Святого Юра» (мовою оригіналу на "ізеке").

Собор святого Юра у Львові , 1936 рік

Літопис нескореної України: Документи, матеріали, спогади. Книга ІІ. Документ № 62.

Киев, ЦК КП(б)У тов. Зленко
Информация о результатах проведения операции по арестам антисоветского духовенства греко-католической церкви и реагировании духовенства и населения Львовской области на аресты
В результате проведенной операции по изъятию антисоветского духовенства и церковного актива греко-католической церкви по г. Львову и области арестовано 33 человека, из них:

митрополитов – 1
епископов – 2
священников – 20
диаконов – оуновцев нелегалов, связанных с духовенством – 4
студентов духовной академии и семинарии – 3
церковного актива – 1.

Кроме того, в ходе операции задержаны и подвергнуты тщательной проверке 17 человек, находившихся на территории резиденции митрополита греко-католической церкви, в основном без документов, укрывавшиеся в различных местах „Юра" и обнаруженные в момент производства обысков. Часть из них скрывалась и на колокольне кафедрального собора.
Из числа арестованных наибольший интерес представляют:

1. Слепой Йосиф Иванович, 1892 года рождения, уроженец села Заздристь, Трембовльского района, Тернопольской области, украинец, беспартийный, с высшим духовным образованием, владеет несколькими иностранными языками.
Вышел в священники в 1917 году, произведен в епископы в 1939 году. В 1940 году получил сан архиепископа Сирийского, до ареста был митрополитом греко-католической церкви на Украине, проживал в г. Львове, по ул. площадь Юра № 5, кв. 1.
После окончания гимназии в г. Тернополе, в 1911 году учился в Львовском университете, затем выехал на учебу в г. Инсбург – Австрия и в г. Рим.
По окончании учебы разъезжал по территории Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии и Америки. В 1938 году с заданием митрополита Шептицкого выезжал в Англию для встречи с высшим католическим духовенством.
Являясь с 1929 по 1937 год ректором Львовской богословской академии, воспитывал своих учеников в духе непримиримой ненависти к Советскому Союзу. Наиболее успешно занимавшихся студентов отправлял в Рим, где они проходили специальное обучение в коллегиуме „Руссикум" для проведения миссионерской работы в СССР.
Возглавляя духовную академию, Слепой одновременно руководил националистическими издательствами „Мета" и „Дзвоны", занимавшиеся распространением отдельных клеветнических измышлений по адресу Советского Союза.
Приход советской власти в западные области Украины в 1939 г. встретил враждебно и не прекращал своей антисоветской деятельности, поддерживал связь и укрывал от органов власти прибившую из-за границы агентуру иностранных разведок.
В период немецкой оккупации Слепой добровольно изъявил согласие сотрудничать с, так называемым, „Правительством украинского самостоятельного государства", во главе со Стецько и вошел в состав президиума „Ради сеньоров", а затем „Национальной Рады", преследовавших цель отражать „единство народа" с „правительством" Стецько.
В том же 1941 году Слепой подписал обращение к украинскому народу (опубликовано в газетах „Самостийна Украина" № 3 от 10.7.41 г. и „Бучацьки висти" № 1 от 27.7.41 г.), в котором... призывал население к объединению вокруг созданного „Правительства украинского самостоятельного государства", возглавляемого Стецько.
В 1942 году нелегально выезжал в Берлин для свидания с лидером ОУН Мельником Андреем, от которого получил задания и полномочия вести переговори с бандеровцами по вопросу объединения украинских националистических мельниковского и бандеровского течений.
В осуществление полученных заданий, являлся посредником в этих переговорах, пытаясь склонить бандеровцев войти в подчинение Мельника.
В апреле 1943 года, после создания, по указанию немецкого командования, украинской дивизии ... „Галичина" – совершил во Львове торжественное богослужение и благословил эту дивизию на борьбу против Красной Армии.
В ноябре 1943 года Слепой совместно со всем униатским епископатом подписал «спильное послания» к духовенству и всем верующим с призывом боротьбы с влиянием „безбожников – коммунистов", особенно на молодежь, добиваясь консолидации украинских националистических сил.
После освобождения западных областей Украины от немецких оккупантов, Слепой остался на прежних антисоветских позициях, продолжает поддерживать связь с руководством оуновского подполья, укрывая от репрессий активных врагов советского государства.

2. Будка Никита Михайлович, 1877 года рождения, уроженец с. Добромирка, Збаражского района, Тернопольской области, украинец, беспартийный, с высшим духовным образованием, вышел в священники в 1905 году, возведен в сан епископа в 1912 году. Был епископом в Канаде, после чего настоятелем собора „Святого Юра" в г. Львове и помощником митрополита. До ареста проживал в г. Львове, по ул. Площадь Юра № 5.
По имеющим данным Будка в прошлом офицер австрийской армии, работал в штабе и выполнял особые задания.
До 1930 года проживал в Канаде, где был епископом, после чего прибыл во Львов и остался в резиденции „Юра" в качестве епископа-помощника при митрополите Андрее Шептицком.
Являясь украинским националистом, приход советской власти в западные области Украины в 1939 году встретил враждебно „как временное явление".
Поддерживая связь с одним из лидеров ОУН – Мельником Андреем, которого в близком кругу популяризовал, как „вождя" украинского народа, направлял к нему своих связных по заранее обусловленным паролям.
Будка доказывал, что в недалеком будущем будет создано „самостоятельное украинское государство" от Перемишля до Дона с включением Северного Кавказа, во главе которого станет Мельник, являющийся, по его словам, „украинским Муссолини", у которого Будка пользуется большим доверием.
Будучи связан с Ватиканом занимался сбором разведывательных данных, используя для этого информацию приезжавших во Львов священников и собранные данные направлял в Рим через специальных курьеров.
В 1941 году, в целях влияния греко-католической церкви и активизации антисоветской деятельности, вместе с руководством униатской церкви, принимал активное участие в создании т. н. „Пророков" и „святых", которые униатской церковью использовались для антисоветской работы.
Лично принимал и направлял по своим связям одного из таких „пророков" – „апостола Петра" из Станиславской области, которого инструктировал в части распространения среди населения провокационных и пораженческих слухов о скорой гибели советской власти.
Из числа задержанных и подвергнутых тщательной проверке, наибольший интерес представляют:

1. Самуляк Василий Иваночич, 1902 года рождения, уроженец села Купинское, Жовковского района, Львовской области, украинец, гр-н СССР, беспартийный, образование 7 классов, служил диаконом церкви в селе Купинское, где и проживал.
Самуляк активный член организации украинских националистов, вербовщик в подполье ОУН. Будучи завербованным в ОУН получил задание организовать группу украинских националистов в селе Купинское.
Выполняя указания ОУН, Самуляк организовал группу украинских националистов.

2. Белей Василий Григорьевич, 1896 года рождения, уроженец села Скоморохи, Станиславской области, проживал в резиденции „Юра", являлся священником и настоятелем школы диаконов .
Во время обыска на квартире у Белей были обнаружены: пишущие машинки, ротатор, националистическая литература и газеты, значки „Трезуб" и другие вещественные доказательства, изобличающие его в принадлежности к ОУН.

3. Порняк Дмитрий Андреевич, студент школы диаконов, проживающий в резиденции „Юра" без паспорта и военного билета.
Во время обыска Порняк был найден в катакомбах „Юра" в схроне. На первичном допросе Порняк дал показание о том, что он является членом ОУН и укрываясь от ареста, поступил в школу диаконов, где проживал на нелегальном положении.

4. Марков Михаил Антонович, студент школы диаконов, проживающий в резиденции «Юра» без паспорта и военного билета.
На допросе также показал, что он является членом ОУН и укрывался от ареста в резиденции «Юра.

5. Романов Иван Осипович, 1914 года рождения, украинец, беспартийннй, гр-н СССР, студент школы диаконов, проживал в резиденции «Юра» без документов.
На допросе Романов показал, что он, будучи мобилизован в Красную Армию дезертировал, поступил в школу диаконов, где находился на нелегальном положений.
Кроме этого, на второй день операции, на колокольне кафедрального собора «Святого Юра» были обнаружены и задержаны три студента школы диаконов, проживающие без документов.
В процессе операции и обысков по резиденции митрополита, духовной академии и отдельных лиц обнаружено и изъято... значительное количество оуновской литературы, много различных медикаментов, денег совзнаками 78000 рублей, денег американскими долларами – 40 долларов, плакатов с изображением герба «Трезуб» – 9 штук.
Из числа студентов духовной академии, семинарии и школы диаконов лиц мобилизационного возраста в количетсве 159 человек нами переданы в Железнодорожный Райвоенкомат, из коих 120 признаны годными для несения военной службы.
Аресты духовенства униатской церкви вызвали среди населения различные толки и суждения.
Директор Украинского национального музея Свенцицкий заявил:
„Я ждал большевиков, никогда не симпатизировал немцам и националистам. Меня националисты били за мои московские симпатии. Сейчас я разочарован в большевиках областных. Но вместе с тем не хочется верить, чтобы областные большевики без согласия сверху решились на такой трюк, как арест митрополита. Признаюсь, что у ме ня появилась апатия к жизни. Мне безразлично будет, если и меня арестуют.
Я думал в начале дать бой власти, если она прикажет закрыть памятник митрополиту (во дворе музея стоит памятник митрополиту Шептицкому), а сейчас и по этому поводу безразличие. Плетью обуха не перебить".
Академик Щурат В.П. высказал:
« Почему советы не заботятся о том, чтобы группировать вокруг себя друзей-сторонников, почему, каждый шаг советской власти направлен на зло массам, почему такое пренебрежение к народу. Ведь, после ареста священников в Галиции не найдете ни одного человека, который бы одобрил политику советской власти. По-видимому в советской системе должно быть только одно авторитетное лицо (упоминает фамилию руководителя партии) и во имя этого убивается авторитет всех живущих на земле. Разве вредит советской власти культ покойного Шептицкого. Мертвые же не в состоянии стрелять, убивать и отбиваться. Разве лежачего бьют?
Чего достигнут арестом Слепого, Будки и других ?
Кроме того, ч то убита симпатия даже у тех, которые любили советскую власть – ничего. Неужели это в интересах большевиков, чтобы их боялись и не любили.»
Старший преподаватель университета Ярема Ефим Ефимович говорил: «Вся эта история есть руссифакия Украины и это наибольшее зло.»

Служащий Главпочтамта Сойка заявил:
«Костельнику поручено организовать Комитет по реорганизации униатской церкви. Задача этого комитета – слить униатскую и православную церкви в единую церковь. Главенство в этом деле будто бы поручено Костельнику.»

В связи с этим среди духовенства ходят слухи о том, что материалы в статье «С крестом или с ножем» ( Йдеться про статтю Я. Галана «З хрестом чи з ножем» ) даны священником Костельником.

Директор электробатарейного завода Крик Петр заявил:
«Уже из этого видно, что большевики думают сделать с украинцами – это всех выселят на восток. Это их метод запугивать и тем самим отвлекают от религии».

934/02
21.ІУ.45 г. Зав. организационно инструкторским отделом Львовского Обкома КП(б)У подпись Богородченко ЦДАГОУ, Ф. І, оп. 23, спр. 1691, арк. 197-199.

Коментарі