Арешти в соборі «Святого Юра» (мовою оригіналу на "ізеке").
Собор святого Юра у Львові , 1936 рік
Літопис нескореної України: Документи, матеріали, спогади. Книга ІІ. Документ № 62.
Киев, ЦК КП(б)У тов. Зленко
Информация
о результатах проведения операции по арестам антисоветского духовенства
греко-католической церкви и реагировании духовенства и населения
Львовской области на аресты
В результате проведенной операции
по изъятию антисоветского духовенства и церковного актива
греко-католической церкви по г. Львову и области арестовано 33 человека,
из них:
митрополитов – 1
епископов – 2
священников – 20
диаконов – оуновцев нелегалов, связанных с духовенством – 4
студентов духовной академии и семинарии – 3
церковного актива – 1.
Кроме
того, в ходе операции задержаны и подвергнуты тщательной проверке 17
человек, находившихся на территории резиденции митрополита
греко-католической церкви, в основном без документов, укрывавшиеся в
различных местах „Юра" и обнаруженные в момент производства обысков.
Часть из них скрывалась и на колокольне кафедрального собора.
Из числа арестованных наибольший интерес представляют:
1.
Слепой Йосиф Иванович, 1892 года рождения, уроженец села Заздристь,
Трембовльского района, Тернопольской области, украинец, беспартийный, с
высшим духовным образованием, владеет несколькими иностранными языками.
Вышел
в священники в 1917 году, произведен в епископы в 1939 году. В 1940
году получил сан архиепископа Сирийского, до ареста был митрополитом
греко-католической церкви на Украине, проживал в г. Львове, по ул.
площадь Юра № 5, кв. 1.
После окончания гимназии в г.
Тернополе, в 1911 году учился в Львовском университете, затем выехал на
учебу в г. Инсбург – Австрия и в г. Рим.
По окончании учебы
разъезжал по территории Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии и Америки.
В 1938 году с заданием митрополита Шептицкого выезжал в Англию для
встречи с высшим католическим духовенством.
Являясь с 1929 по
1937 год ректором Львовской богословской академии, воспитывал своих
учеников в духе непримиримой ненависти к Советскому Союзу. Наиболее
успешно занимавшихся студентов отправлял в Рим, где они проходили
специальное обучение в коллегиуме „Руссикум" для проведения
миссионерской работы в СССР.
Возглавляя духовную академию,
Слепой одновременно руководил националистическими издательствами „Мета" и
„Дзвоны", занимавшиеся распространением отдельных клеветнических
измышлений по адресу Советского Союза.
Приход советской власти
в западные области Украины в 1939 г. встретил враждебно и не прекращал
своей антисоветской деятельности, поддерживал связь и укрывал от органов
власти прибившую из-за границы агентуру иностранных разведок.
В
период немецкой оккупации Слепой добровольно изъявил согласие
сотрудничать с, так называемым, „Правительством украинского
самостоятельного государства", во главе со Стецько и вошел в состав
президиума „Ради сеньоров", а затем „Национальной Рады", преследовавших
цель отражать „единство народа" с „правительством" Стецько.
В
том же 1941 году Слепой подписал обращение к украинскому народу
(опубликовано в газетах „Самостийна Украина" № 3 от 10.7.41 г. и
„Бучацьки висти" № 1 от 27.7.41 г.), в котором... призывал население к
объединению вокруг созданного „Правительства украинского
самостоятельного государства", возглавляемого Стецько.
В 1942
году нелегально выезжал в Берлин для свидания с лидером ОУН Мельником
Андреем, от которого получил задания и полномочия вести переговори с
бандеровцами по вопросу объединения украинских националистических
мельниковского и бандеровского течений.
В осуществление
полученных заданий, являлся посредником в этих переговорах, пытаясь
склонить бандеровцев войти в подчинение Мельника.
В апреле
1943 года, после создания, по указанию немецкого командования,
украинской дивизии ... „Галичина" – совершил во Львове торжественное
богослужение и благословил эту дивизию на борьбу против Красной Армии.
В
ноябре 1943 года Слепой совместно со всем униатским епископатом
подписал «спильное послания» к духовенству и всем верующим с призывом
боротьбы с влиянием „безбожников – коммунистов", особенно на молодежь,
добиваясь консолидации украинских националистических сил.
После
освобождения западных областей Украины от немецких оккупантов, Слепой
остался на прежних антисоветских позициях, продолжает поддерживать связь
с руководством оуновского подполья, укрывая от репрессий активных
врагов советского государства.
2. Будка Никита
Михайлович, 1877 года рождения, уроженец с. Добромирка, Збаражского
района, Тернопольской области, украинец, беспартийный, с высшим духовным
образованием, вышел в священники в 1905 году, возведен в сан епископа в
1912 году. Был епископом в Канаде, после чего настоятелем собора
„Святого Юра" в г. Львове и помощником митрополита. До ареста проживал в
г. Львове, по ул. Площадь Юра № 5.
По имеющим данным Будка в прошлом офицер австрийской армии, работал в штабе и выполнял особые задания.
До
1930 года проживал в Канаде, где был епископом, после чего прибыл во
Львов и остался в резиденции „Юра" в качестве епископа-помощника при
митрополите Андрее Шептицком.
Являясь украинским
националистом, приход советской власти в западные области Украины в 1939
году встретил враждебно „как временное явление".
Поддерживая
связь с одним из лидеров ОУН – Мельником Андреем, которого в близком
кругу популяризовал, как „вождя" украинского народа, направлял к нему
своих связных по заранее обусловленным паролям.
Будка
доказывал, что в недалеком будущем будет создано „самостоятельное
украинское государство" от Перемишля до Дона с включением Северного
Кавказа, во главе которого станет Мельник, являющийся, по его словам,
„украинским Муссолини", у которого Будка пользуется большим доверием.
Будучи
связан с Ватиканом занимался сбором разведывательных данных, используя
для этого информацию приезжавших во Львов священников и собранные данные
направлял в Рим через специальных курьеров.
В 1941 году, в
целях влияния греко-католической церкви и активизации антисоветской
деятельности, вместе с руководством униатской церкви, принимал активное
участие в создании т. н. „Пророков" и „святых", которые униатской
церковью использовались для антисоветской работы.
Лично
принимал и направлял по своим связям одного из таких „пророков" –
„апостола Петра" из Станиславской области, которого инструктировал в
части распространения среди населения провокационных и пораженческих
слухов о скорой гибели советской власти.
Из числа задержанных и подвергнутых тщательной проверке, наибольший интерес представляют:
1.
Самуляк Василий Иваночич, 1902 года рождения, уроженец села Купинское,
Жовковского района, Львовской области, украинец, гр-н СССР,
беспартийный, образование 7 классов, служил диаконом церкви в селе
Купинское, где и проживал.
Самуляк активный член организации
украинских националистов, вербовщик в подполье ОУН. Будучи завербованным
в ОУН получил задание организовать группу украинских националистов в
селе Купинское.
Выполняя указания ОУН, Самуляк организовал группу украинских националистов.
2.
Белей Василий Григорьевич, 1896 года рождения, уроженец села Скоморохи,
Станиславской области, проживал в резиденции „Юра", являлся священником
и настоятелем школы диаконов .
Во время обыска на квартире у
Белей были обнаружены: пишущие машинки, ротатор, националистическая
литература и газеты, значки „Трезуб" и другие вещественные
доказательства, изобличающие его в принадлежности к ОУН.
3. Порняк Дмитрий Андреевич, студент школы диаконов, проживающий в резиденции „Юра" без паспорта и военного билета.
Во
время обыска Порняк был найден в катакомбах „Юра" в схроне. На
первичном допросе Порняк дал показание о том, что он является членом ОУН
и укрываясь от ареста, поступил в школу диаконов, где проживал на
нелегальном положении.
4. Марков Михаил Антонович, студент школы диаконов, проживающий в резиденции «Юра» без паспорта и военного билета.
На допросе также показал, что он является членом ОУН и укрывался от ареста в резиденции «Юра.
5.
Романов Иван Осипович, 1914 года рождения, украинец, беспартийннй, гр-н
СССР, студент школы диаконов, проживал в резиденции «Юра» без
документов.
На допросе Романов показал, что он, будучи
мобилизован в Красную Армию дезертировал, поступил в школу диаконов, где
находился на нелегальном положений.
Кроме этого, на второй
день операции, на колокольне кафедрального собора «Святого Юра» были
обнаружены и задержаны три студента школы диаконов, проживающие без
документов.
В процессе операции и обысков по резиденции
митрополита, духовной академии и отдельных лиц обнаружено и изъято...
значительное количество оуновской литературы, много различных
медикаментов, денег совзнаками 78000 рублей, денег американскими
долларами – 40 долларов, плакатов с изображением герба «Трезуб» – 9
штук.
Из числа студентов духовной академии, семинарии и школы
диаконов лиц мобилизационного возраста в количетсве 159 человек нами
переданы в Железнодорожный Райвоенкомат, из коих 120 признаны годными
для несения военной службы.
Аресты духовенства униатской церкви вызвали среди населения различные толки и суждения.
Директор Украинского национального музея Свенцицкий заявил:
„Я
ждал большевиков, никогда не симпатизировал немцам и националистам.
Меня националисты били за мои московские симпатии. Сейчас я разочарован в
большевиках областных. Но вместе с тем не хочется верить, чтобы
областные большевики без согласия сверху решились на такой трюк, как
арест митрополита. Признаюсь, что у ме ня появилась апатия к жизни. Мне
безразлично будет, если и меня арестуют.
Я думал в начале дать
бой власти, если она прикажет закрыть памятник митрополиту (во дворе
музея стоит памятник митрополиту Шептицкому), а сейчас и по этому поводу
безразличие. Плетью обуха не перебить".
Академик Щурат В.П. высказал:
«
Почему советы не заботятся о том, чтобы группировать вокруг себя
друзей-сторонников, почему, каждый шаг советской власти направлен на зло
массам, почему такое пренебрежение к народу. Ведь, после ареста
священников в Галиции не найдете ни одного человека, который бы одобрил
политику советской власти. По-видимому в советской системе должно быть
только одно авторитетное лицо (упоминает фамилию руководителя партии) и
во имя этого убивается авторитет всех живущих на земле. Разве вредит
советской власти культ покойного Шептицкого. Мертвые же не в состоянии
стрелять, убивать и отбиваться. Разве лежачего бьют?
Чего достигнут арестом Слепого, Будки и других ?
Кроме
того, ч то убита симпатия даже у тех, которые любили советскую власть –
ничего. Неужели это в интересах большевиков, чтобы их боялись и не
любили.»
Старший преподаватель университета Ярема Ефим Ефимович говорил: «Вся эта история есть руссифакия Украины и это наибольшее зло.»
Служащий Главпочтамта Сойка заявил:
«Костельнику
поручено организовать Комитет по реорганизации униатской церкви. Задача
этого комитета – слить униатскую и православную церкви в единую
церковь. Главенство в этом деле будто бы поручено Костельнику.»
В
связи с этим среди духовенства ходят слухи о том, что материалы в
статье «С крестом или с ножем» ( Йдеться про статтю Я. Галана «З хрестом
чи з ножем» ) даны священником Костельником.
Директор электробатарейного завода Крик Петр заявил:
«Уже
из этого видно, что большевики думают сделать с украинцами – это всех
выселят на восток. Это их метод запугивать и тем самим отвлекают от
религии».
934/02
21.ІУ.45 г. Зав.
организационно инструкторским отделом Львовского Обкома КП(б)У подпись
Богородченко ЦДАГОУ, Ф. І, оп. 23, спр. 1691, арк. 197-199.
Коментарі
Дописати коментар